Поиск
Тематика

Жанры

Наши друзья

Историческая дистанция

12.03.2020

В то время как абстрактная живопись, заумная поэзия и формалистическая критика были признаны буржуазными, элитистскими и все чаще служили мишенью советской политической цензуры, архитектурные изыскания, даже такие утопические, как у Малевича и его последователей, сохраняли относительную свободу. Но вскоре после смерти Ленина (в 1924 году) репрессиям подверглись все сферы культурной активности, и даже архитектонам пришлось принять те героические, неоклассические пропорции, каких требовали сталинские цензоры.

Малевич, продолжая преподавать (все меньшему количеству студентов) и много работая над теоретическими текстами (большая часть которых будет опубликована лишь позднее), в конце двадцатых годов вернулся к живописи. Но поскольку абстракция теперь стала почти политическим преступлением, он занялся весьма странной практикой — а именно двинулся в обратном направлении по пути эволюции своего искусства, вплоть до кубофутуризма и даже импрессионизма, датируя при этом новые работы задним числом, будто бы они были созданы им во времена молодости. Это явное мошенничество, сбивающее с толку историков, вполне согласуется с модернистским кредо стремления к нулю: как и Мондриан, Малевич полагал, что каждое искусство должно найти свою сущность путем исключения излишних конвенций, и в этом эволюционном марше каждая работа должна превосходить предыдущую — а следовательно, иметь четкую дату, соответствующую ее стадии на этом пути. Подобная логика всегда оставляет возможность для флешбэка, но было морально невозможно представить работы, которые могли (и должны были) появиться в 1912 году, как датированные 1928-м. (Подобным образом, когда Мондриан около 1920 года по экономическим причинам был вынужден писать цветы, он позаботился о том, чтобы его «коммерческие» картины украшали даты, относящие их к рубежу веков.)

Скучаете? Заходите в казино joycasino мобильная версия. Увлекателные слоты поднимут настроение.

Однако последние работы Малевича, созданные в начале тридцатых годов, не были датированы задним числом. Эти картины, представляющие собой грубые и резкие по цвету пастиши ренессансных портретов, снабженные при этом крошечными супрематическими эмблемами (геометрический орнамент на поясе или шляпе), полны иронии. В отличие, скажем, от де Кирико, Малевич не выступает здесь поборником «призыва к порядку». Но, будучи приговорен к фигуративности и к мимет ческой концепции живописи, против которой всю жизнь боролся, он «остраняет» саму практику портретирования, создавая ощущение отвергаемой его цензорами исторической дистанции между эпохой подлинного портрета и своей собственной.










Новые ресурсы
КниГазета. (Добавлен: 15 Feb)
Сайт проекта "КниГАЗЕТА" — публикует работы начинающих авторов, позволяя читателям открыть новые имена для себя, узнать о чем пишут современники, каковы нынешние нравственные и духовные идеалы и получить другие ответы, на интересующие их вопросы. Кроме того "КниГАЗЕТА" — это огромный тираж бесплатной еженедельной газеты.
Раздел: Литература на бумаге Жанр: Проза
Библиотека онлайн — книги, документация, рефераты и курсовые работы бесплатно. (Добавлен: 14 Feb)
Библиотека, книги онлайн, медицинские пособия, рефераты, курсовые работы, энциклопедии, скачать бесплатно или читать в онлайн режиме, журналы онлайн, прозы, цитаты великих, биографии писателей.
Раздел: Библиотеки Жанр: Другое
Логово графоманов. (Добавлен: 14 Feb)
Логово графоманов. Сайт для начинающих писателей и тех, кто считает себя таковыми.
Раздел: Собрания текстов Жанр: Фантастика

Интернет-магазин "Лабиринт"

Случайный ресурс
Ника Турбина - Жизнь и смерть вундеркинда
Четырехлетняя Ника не спала по ночам. У нее была астма. Мама и бабушка поочередно дежурили у постели девочки, а она пугала их тем, что просила: "Запишите строчки!" И диктовала стихи - совсем не детские, трагические. И в прессе появились большие публикации о ялтинском вундеркинде. Нику стали приглашать на литературные вечера. В 9 лет у нее уже вышла первая книга стихов - "Черновик", вступительное слово к которой написал Евгений Евтушенко. Книгу перевели на 12 языков. Это была интересная игра - "в поэтессу". Нику возили по всему миру. Она выходила на сцену перед огромным залом, маленькая, но очень серьезная девочка и читала взрослым голосом: "Жизнь моя - черновик, на котором все буквы - созвездья..." В 1985 году в Венеции Нике вручили самую престижную поэтическую премию - "Золотого льва", которой до нее из советских поэтов была удостоена лишь Анна Ахматова. В 1990 г. Ника поехала учиться в Швейцарию. Ее пригласил туда пожилой швейцарский доктор. Закончилось все неожиданно, но банально - постелью. Ника, замученная бездельем, начала пить, а через год сбежала от него. Публично своих стихов она уже давно не читала. В 1994 г. в Московский институт культуры Нику приняли без экзаменов. И снова писала стихи - на любом клочке бумаги и даже губной помадой, если под рукой не было карандаша. С Сашей М., актером одного из московских театров, она которым она прожила около четырех лет. Он тоже много пил. 11 мая 2002 года Ника Турбина упала с находящегося на пятом этаже балкона.
Раздел: Литература на бумаге Жанр: Поэзия

Thumbnails powered by Thumbshots
Journal geosymbolists "Scorpion" — новый сайт Леонида Шимко на английском языке.
Rambler's Top100 Top.Riall.ru